«Одной из
современных задач начального
образования является сохранение и
укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность
сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые
знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти
знания в повседневной жизни.»[1-8 с.] ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из
приоритетных. Результатом решения этой
задачи должно стать создание комфортной развивающей
образовательной среды.
Данное понятие в концепции ФГОС определяется
как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического,
психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно
такое образовательное пространство
является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается
как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое,
психическое, духовное, социальное здоровье.
Нет
какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение
может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря
комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и
укрепления здоровья школьников.
В
Примерной образовательной программе начального общего образования четко
обозначены цели и задачи деятельности образовательного
учреждения по данному направлению. Эта деятельность должна:
·
сформировать представление о позитивных
и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье
позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра
телепередач, участия в азартных играх;
·
дать представление с учётом принципа
информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей
(сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и
т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака,
алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на
здоровье;
·
сформировать представление об основных
компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
·
научить выполнять правила личной гигиены
и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё
здоровье;
·
сформировать представление о правильном
(здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
·
сформировать представление о
рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности,
научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
·
обучить элементарным навыкам
эмоциональной разгрузки (релаксации);
·
сформировать навыки позитивного
коммуникативного общения;
·
научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения,
позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
·
сформировать потребность ребёнка
безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том
числе связанным с особенностями роста и развития.
Система работы по формированию культуры
здорового и безопасного образа жизни
представлена в стандарте в виде
пяти взаимосвязанных направлений:
·
создание здоровьесберегающей
инфраструктуры,
·
рациональная организация учебной и
внеучебной деятельности обучающихся,
·
эффективная организация
физкультурно-оздоровительной работы,
·
реализация образовательной программы и
просветительской работы с родителями.
Педагог
непременно должен рационально организовывать учебную и внеучебную деятельность
обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая
условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо соблюдение гигиенических норм и требований к
организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних
заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах
обучения. Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных
возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик,
прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под
контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию
технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация
обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа
деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего
образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и
детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные
медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация
динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной
разгрузке и повышению двигательной активности;
Нужно
организовать совместную работу педагогов с родителями по проведению спортивных
соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.
Здоровьесберегающая
образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично
развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда
(климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны
полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование
культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических
компонентов.
Литература:
1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО»,2004. – 296 с. 2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1 – 4 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с. |