Роль
учебного предмета «Химия» в достижении целей
основного
общего образования в условиях реализации
ФГОС второго
поколения
Ходякова Т.И., учитель химии
МКОУ Аннинской СОШ №3 с УИОП
ФГОС
второго поколения изменил цели основного общего образования, и каждый учитель
сегодня должен в первую очередь сам переосмыслить ценность своего предмета в
достижении общих целей и свою роль, свою профессиональную компетентность для их
реализации.
Основное общее
образование – вторая ступень общего образования. Каждый учитель понимает,
что одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к
осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Нам
нужно научить детей самостоятельно ставить цели и определять пути их
достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной
жизни.
В
свете новых ФГОС цели изучения химии в
основной школе можно сформулировать следующим образом:
1) формирование у обучающихся умения видеть и
понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его
профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с
определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную
позицию;
2) формирование у обучающихся целостного
представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной
картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной,
технической среды, используя для этого
химические знания;
3) приобретение обучающимися опыта
разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых компетентностей,
имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения
проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации,
коммуникативных навыков, навыков измерений, безопасного обращения с веществами
в повседневной жизни.
Основными проблемами в
преподавании химии остаются изучение состава и строения веществ, зависимости их
свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических
реакций и путей управления ими в целях получения веществ и материалов.
Поэтому при изучении
химии основными выделяются следующие содержательные элементы:
- вещество – знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и
химических свойствах, биологическом действии;
-
химическая реакция – знания
об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления
химическими процессами;
-
применение веществ – знания
и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто
употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском
хозяйстве, на транспорте;
- язык химии – система важнейших понятий химии и терминов, в которых они
описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том
числе, и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода
информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Деятельность
учителя в обучении химии должна быть
направлена на достижение обучающимися следующих результатов:
Личностных:
- в ценностно-ориентационной сфере — чувство
гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
- в
трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
- в
познавательной сфере — умение управлять
своей познавательной деятельностью.
Метапредметными
результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии
являются:
- использование умений и навыков различных
видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей
действительности;
-
использование основных интеллектуальных операций: формулирование
гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление
причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять
средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи
деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для
получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по химии являются:
1. В познавательной сфере:
-
давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент,
атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные
вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная
молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли,
амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система,
периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность,
степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление,
восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
- описывать демонстрационные и самостоятельно
проведенные эксперименты, используя для этого
язык химии;
- описывать и различать изученные классы
неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
- классифицировать изученные объекты и явления;
-
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические
реакции, протекающие в природе и в быту;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений,
изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных
веществ по аналогии со свойствами изученных;
- структурировать изученный материал и
химическую информацию, полученную из других источников;
- моделировать строение атомов элементов
первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для
окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
-
проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
- оказывать первую помощь при отравлениях,
ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Таким
образом, современное образование
- это такое образование, благодаря которому человек способен
самостоятельно работать, учиться и переучиваться.
Литература:
1. Письмо Министерства образования и
науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования».
2. Ресурсы сети Интернет: http://ood.umcpo.ru/uploads/himiya.docx,
http://www.maystro.ru.
© Ходякова Т.И. - tat.hod@yandex.ru |