Для поиска по сайту введите Ваш запрос в поле ниже и нажмите кнопку
Enter.
новое на сайте |
---|
|
|
Каталог статей
Решение проблемы формирования коммуникативной грамотности учащихся на уроках культуры общения.
«Русский
язык – один из развитых языков мира. Русский язык необыкновенно богат». Мы так
привыкли произносить эти красивые фразы, будто и не замечаем, что в современном
обществе всё меньше и меньше остаётся людей, говорящих грамотно, выразительно,
соблюдающих речевой этикет. Мы тешим себя надеждой, что наши назидательные
слова доходят до ума и сердца сознательного молодого поколения, остаются в их
сердцах, что мы меняем мир к лучшему, точно герой Брэдбери, спасаем планету.
А между тем, в рамках современного
образовательного процесса, как снежный ком, нарастает проблема дефицита коммуникативной
грамотности учащихся.
Всё реже появляется необходимость говорить,
отстаивать свою точку зрения, нетрудно справиться с тестированием, ещё проще
найти готовый ответ, зачитать его или, в лучшем случае, пересказать. Интернет
сегодня предлагает решения на все поставленные задачи. Зачем придумывать
сочинения самому, когда за тебя давно уже всё сделано, зачем вообще писать, когда
для этого есть принтер?
В результате этих нехитрых манипуляций наш «великий, могучий» русский язык незаметно
подменяется штампами или, что ещё хуже, сниженной лексикой, потому что говорить
почти уже разучились. Исчезли границы общеупотребительного и неуместного. Жаргонная
лексика вытесняет общеупотребительные слова.
И это происходит в языке, где и так формирование юного человека
происходит под влиянием диалектизмов и просторечий, повсеместного нарушения
морфологических и орфоэпических норм? В средствах массовой информации в
изобилии ёмкие словечки сленга, обличающие явления действительности, поступки
людей и их самих. Больнее всего то, что это становится модным. Играют свою роль
и новые словари, где приобретают право на существование изменённые нормы. Легче
признать, бороться труднее.
А что передадим будущим поколениям? На каком
языке они заговорят? Или больше придётся молчать из-за перенасыщения
информацией, этой тактики уже сейчас многие придерживаются. Мы должны найти
хоть какое-то решение данной проблемы.
На мой
взгляд, необходимо прививать любовь к родному языку поэтапно, заставлять
вслушиваться в звучание каждого слова, говорить о силе и мощи слова, сделать
так, чтобы слова заиграли всеми цветами радуги, чтобы язык действительно стал
поистине величайшей ценностью для молодого поколения. Необходимо научить анализировать
свою речь и речь окружающих. Но как это сделать? Какие наметить пути? Как
заинтересовать?
Я считаю, что обо всех этих насущных проблемах
нужно чаще говорить с детьми, необходимо акцентировать внимание на будущем
нации. Пропаганда речевой культуры, убеждение от чистого сердца способны
сыграть свою положительную роль, способны затронуть ум и душу молодого
поколения. На подготовительном этапе предлагаем ребятам проанализировать свою
речь. Итак, проблема налицо, причём, это их мнение. Второй шаг для учителя –
составляем план будущей продуктивной деятельности: выделяем проблемные вопросы, над которыми будем
работать. У меня получилось семь.
1.
Просторечья.
2.
Жаргонные слова или молодёжный сленг.
3.
Нарушение орфоэпических норм.
4.
Нарушение морфологических норм.
5.
Речевые ошибки и паронимы.
6.
Неоправданное употребление иностранных слов.
7.
Диалектные слова нашей
местности.
Именно эти проблемные вопросы и ставим во главе
урока. В начале каждого занятия работаем над словами с нарушением
морфологических и орфоэпических норм, с диалектизмами, жаргонизмами. Часто
учащиеся испытывают затруднения при классификации, отсюда и случайные ошибки в
речи. Бедность словаря, редкое правильное употребление таких слов, как тефтели, сливовый, закупорить, баловаться
и других, приводит к закреплению ошибочного произношения. Поэтому как можно
чаще приводим примеры, анализируем небольшие тексты, предлагаем специальные
упражнения; подбираем сами материал и активно привлекаем к этому учащихся. И
пусть на каждом уроке на это отводится совсем немного времени, однако надо
отчётливо дать понять ученикам, что это главное.
Конечно, можно предложить ребятам принять
участие в общем серьёзном коллективном исследовательском проекте, но уроки
культуры общения тем и ценны, что материал на них можно подать исподволь, в игровой,
развлекательной форме. Пусть учащиеся приходят на занятия отдыхать: общаться,
высказывать свою точку зрения. И вот тут-то в ненавязчивой форме следует преподнести
им материал для размышлений. Ученики реально удивляются некоторым орфоэпическим нормам, им нравится выбирать из
двух предложенных примеров правильный; ребята не боятся ошибиться, поэтому
говорят; не молчат, а предлагают свои варианты, с удовольствием исправляя друг
друга. Помогает то, что оценка знаний
носит поощряющий характер.
Главное – не перенасыщать информацией, а на
каждом уроке целенаправленно вести учащихся к желаемой цели. Работа эта долгая,
непростая, но интересная и увлекательная, равнодушных почти не остаётся. И что
немаловажно – повышается авторитетность урока. Достигается тот результат, к
которому стремится каждый учитель, преподающий культуру общения в школе.
По моим наблюдениям, наиболее серьёзно такую
деятельность воспринимают учащиеся девятых классов, так как уже сознательно
готовятся к ГИА, а впоследствии и к ЕГЭ, куда ежегодно включаются задания и по лексике, и по орфоэпии. К
сожалению, на уроках русского языка на формирование коммуникативной культуры отводится
недостаточно времени. Однако пробелы легко восполнить на занятиях по культуре
общения, где основная роль, на мой взгляд, всё-таки должна принадлежать
культуре речи, потому что именно в этой
области проблемы наиболее очевидны.
Таким образом, чтобы уроки культуры общения
стали результативными, необходимо привлекать учащихся к такой работе, которая
действительно смогла бы их заинтересовать, была бы посильной и актуальной.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Администратор (01.04.2012)
|
Просмотров: 1201
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|