Одним из результатов обучения и
воспитания в начальной школе должна стать готовность учащихся к овладению
современными компьютерными технологиями и способность актуализировать
полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. В связи с
этим возникает необходимость применения учителем начальных классов
информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Предмет «Окружающий мир» в начальной
школе – сложный, но очень интересный и познавательный. Для того, чтобы интерес
к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным. Здесь на помощь и
приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках
окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые
компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные,
общекультурные.
Именно в начальной школе происходит
смена ведущей игровой деятельности ребенка на учебную. Применение компьютерных
технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную
деятельность.
С первых дней появления компьютера в
классе дети стали интересоваться презентациями (в редакторе PowerPoint). Самые первые работы были выполнены с
помощью взрослых: учителя, родителей. Обычно в конце урока я сообщаю тему
будущего и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить
небольшое выступление.
Дети моего класса делают презентации к
«пятиминуткам» о природе и временах года. Группа ребят (4 человека) разыскивает
материал по теме и каждый готовит несколько слайдов, которые потом собираются в
общую презентацию.
Использование детских презентаций на
уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. После
просмотра ребята задают вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и
использованию эффектов анимации. Это помогает учащимся не только освоить
материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные
продукты.
При изучении курса «Окружающий мир»
особую роль играют проекты, созданные с использованием ИКТ. Например, на первом
уроке в 1 классе организовала проект «Что я умею». Из предложенного материала
(бумага, клей, пластилин и др.) дети создают любой объект. С помощью цифрового
фотоаппарата снимаю учащихся и их работы, затем предлагаю школьникам ответить
на вопрос «Что я умею», обрабатываем вместе с учащимися собранный материал,
обсуждаем, как лучше его представить (работа проводится во внеурочное время).
В процессе изучения курса «Окружающий
мир» учащиеся неоднократно выполняли проекты различной направленности: «Почему
снег белый?», «Как мы изучаем погоду», «Солнечная система» и т.п.
При помощи ИКТ провожу виртуальные
путешествия «Звёздное небо» (3 класс), «Про кошек и собак» (2 класс), «Как
изобрели велосипед» (1 класс), «Путешествие по Москве» (2 класс), «Природные
зоны нашей страны» (4 класс).
Очень интересно проходят уроки по теме
«На что похожа наша планета» (1 класс), «Дикие и домашние животные» (2 класс),
«Животные живого уголка» (2 класс), «Охрана животных» (3 класс), «Лес и
человек» (4 класс).
Помимо созданных самостоятельно
материалов электронных уроков использую электронно-учебные пособия: «Мир
природы. Наглядное пособие по естествознанию младших школьников», «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир».
Изучению времен года помогает обучающая программа «Мультипликационные времена
года с тетушкой Совой».
Неотъемлемым помощником в привитии
интереса к предмету и организации коллективной работы класса является
использование интерактивной доски. Ведь использование различных магнитных
ручек, лазерных указок, «волшебных
палочек» развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию
ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены
ошибки, проанализировать свою работу. Уроки с использованием информационных
технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в
значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Таким образом, ИКТ в образовательном процессе позволяет решать одну из
важнейших задач обучения – повышение уровня знаний. |