Воскресенье, 24.01.2021, 09:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МБОУ Аннинская СОШ №3

Для поиска по сайту введите Ваш запрос в поле ниже и нажмите кнопку Enter.


Береги свое время
новое на сайте
новое помечается значком...
Категории раздела
Мои статьи [24]
Меню сайта
...
200
облако тегов
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Использование ИКТ в образовательном процессе  - один из способов повышения мотивации обучения, развивающий  творческую личность не только ученика, но и учителя, помогающий  реализовать общение, образование, самореализацию. С внедрением ИКТ в образовательный процесс повышается эффективность проведения уроков, усиливается привлекательность учащихся к усвоению материала, осуществляется дифференциация видов заданий. Мультимедиа-системы позволяют устранить пробелы в знаниях.

Полагаю, что ученика легче заинтересовать предметом и обучить, когда он воспринимает тему урока зрительно, информационно, эмоционально, красочно. Это наиболее интенсивная в современных условиях форма обучения. При этом следует иметь в виду тот факт, что образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они оптимизируют затраты времени учителя, помогают сосредоточиться на индивидуальной и творческой работе обучающихся, видеть красоту слова, окружающего мира, воспитывать гражданина и востребованного человека. Цель нашей деятельности - обучая, развивать ум ученика, культуру чувств, формировать нравственные понятия, полноценную, целенаправленную личность. Выполняя задания, ученик не всегда осознаёт продвижение в своём развитии, овладение методами изучаемой науки, хотя испытывает удовлетворение от полученных знаний, от приобретённых умений.  

В организации занятий по литературе мы применяем следующие методы:

- творческого чтения художественного текста, позволяющего активизировать художественное восприятие произведения, формирующего средствами искусства художественные переживания ученика, что особенно важно для понимания и усвоения художественных особенностей текста;

- проблемного обучения, позволяющего  создать проблемные ситуации;

- исследовательский, когда учащимся предлагаю интересные темы для семинарских занятий, ряд аспектов определённой проблемы разрабатывается индивидуально или группами учащихся; школьники исследуют  интересные для них темы докладов.

Главное в познании литературы - восприятие художественного текста. Никакое произведение не может быть понято, если ученик самостоятельно в своём сознании не пройдёт путь, намеченный автором.

В организации работы с учащимися мы используем элементы образовательных технологий: проблемного, дифференцированного обучения, тестовый контроль. В настоящее время это актуальный фактор приобщения учащихся к тексту художественного и лирического произведения, позволяющий рациональным способом получить большое количество информации. Это стимулирует активность  при  усвоении содержания художественного текста:

- активизирует восприятие произведения;

- активизирует работу воображения.

В раскрытии новых аспектов изучаемого произведения использую исследовательский метод, позволяющий ученикам самостоятельно анализировать отдельные части произведения, эпизоды, сопоставлять в проблемно - идейном, историко – литературном плане два или несколько произведений, анализировать образ героя с обоснованием  своего мнения, сопоставлять  эпизоды произведения с его экранизацией.  

Некоторым учащимся общеобразовательных классов трудно в полном объёме воспроизвести материал домашнего задания. Для нас важно заинтересовать каждого школьника в изучении литературы, поэтому на своих уроках использую информационно- коммуникационные технологии: презентации на уроках- лекциях, уроках объяснения и закрепления материала, уроках повторения пройденного. Это способствует повышению познавательной деятельности учащихся, активизирует интерес к предмету, улучшает мыслительную деятельность. Такие уроки надолго остаются в памяти ученика.

Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизненным творчеством писателя. Для увлечённых литературой учеников предлагаю кроссворды по творчеству А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

Уроки литературы – это особые уроки. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением иллюстрированного материала. Всем этим подготовку учителя к уроку обеспечивает компьютерная техника с мультимедийными возможностями, которые позволяют видеть мир глазами живописцев, услышать актёрское прочтение стихов, прозы, классическую музыку, посмотреть в историко - бытовой словарь, где можно найти значение незнакомого слова, увидеть предмет, который его обозначает, например: лапти из стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге».  Портреты классиков, иллюстрации к произведениям, тесты - всё это позволяет разнообразить урок. После чтения соответствующей темы из главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» учащиеся слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, наслаждаются романсом «Я помню чудное мгновенье».  

В классах профильного обучения подбираю более сложные проблемные вопросы. Чем теснее связь художественных впечатлений школьника с научным пониманием сущности  художественной литературы, тем совершеннее художественная культура ученика, тем выше его литературное развитие.  

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов учащихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, итоговый. Это позволяет более эффективно использовать время, отведённое  на опрос. С нашей точки зрения, при такой форме обучения формируется самостоятельность учащихся в получении необходимых знаний. Роль учителя – объяснить задание и определить направления поиска информации.

При использовании на уроках ИКТ у учащихся формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- осмысление информации;

- выделение главного в информационном сообщении;

- систематизация и обобщение материала.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы даёт возможность:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

- увеличить объём выполняемой на уроке работы;

- совершенствовать контроль знаний;

- обеспечить доступ к различным справочным системам.

Учащиеся, работающие с компьютером, имеют высокий уровень самообразовательных навыков, они  ориентируются  в большом потоке информации, умеют анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.                                                                                                                                                                       

В информационном обществе современные информационные технологии на уроках литературы делают  обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся любого возраста, формируют постоянное внимание, способствуют глубокому освоению учебного материала, что немаловажно в данный период времени, учитывая стремительное повышение требований к подготовке современного школьника. Важно организовать учащихся на самостоятельное пополнение своих знаний, правильное ориентирование их в стремительном потоке научной и другой информации.

Литература.

1.     Клейман Г.М. Школы будущего. Компьютеры в процессе обучения. М: «Радио и связь»,1987.-173с.

2.     Мартузан Б.Я. Подружись со мной, компьютер!- М: «Просвещение»,1991.-255с.

Угринович Н.Д. Вопросы комтьютеризации учебного процесса /под ред. Шило Л.П./, М: «Просвещение»,1987.-128с.
Категория: Мои статьи | Добавил: Администратор (30.11.2011)
Просмотров: 675
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]