«Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое
бросание будет пустою забавою».
Козьма Прутков.
Школьное образование в настоящее время работает в
новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия
требуют новых путей решения» (Н.Рерих).
Войдя в третье тысячелетие, практически каждое
образовательное учреждение пытается найти ответы на вопросы, которые являются актуальными
(проблематичными) на современном этапе образовательной деятельности: «От чего зависит
результативность работы школы? Каким образом сделать школу более
привлекательной для учащихся и их родителей? Как привлечь внимание к школе
спонсоров, представителей власти? Можно
ли найти один путь, пусть не самый легкий и не самый короткий, но именно тот,
который обязательно приведет к желаемым ответам на поставленные вопросы?». Один из путей – диагностико-мониторинговые
исследования, являющиеся хорошим инструментом анализа различных сторон учебного
процесса.
Понятие «мониторинг» пришло в педагогику сравнительно
недавно из экологии и социологии. Современный словарь иностранных слов трактует
это понятие как постоянное наблюдение за
каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату
или первоначальным предположениям - наблюдение, оценка и прогноз.
В настоящее время мониторинг осваивается в образовании. Образовательный мониторинг –
это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения
информации. В отличие от
контроля, выявляющего рассогласование целей и результатов, мониторинг исследует
промежуточные состояния и выступает в определенной степени катализатором
положительных изменений.
От регулярно проводимых мониторинговых
исследований мы, учителя, получаем
информацию о результативности учебно-воспитательного процесса, направлений
плана развития учебного заведения, качества знаний учащихся и многое другое. В
зависимости от целей исследования можно выделить самые разные направления
мониторинга.
Я, как и любой учитель нашей школы, пятый год участвуя в
диагностико-мониторинговых исследованиях УВП,
могу ответить на вопрос: " Что же в конечном итоге это дает?"
·
для ученика
определяется его рейтинг в классе и динамика
успешности обучения по четвертям и учебным годам.
·
для
учителя-предметника определяется
степень сложности предмета для усвоения учащимися, что позволяет сделать вывод
об эффективности используемых для
преподавания методик; оценивается уровень преподавания предмета; имеется
возможность вести свою диагностику по каждому ученику, классу по четвертями по
итогам года. При аттестации очень быстро можно отобрать нужную информацию.
·
для
классного руководителя определяется
уровень учебной мотивации класса и зоны учебной проблематики класса;
классный руководитель может быстро рассчитать средний балл для каждого ученика
класса и получить наглядную диаграмму
успеваемости по четвертям для каждого ученика класса. В конце каждой четверти и
года подвести итоги: процент
успеваемости и качества знаний для каждого ученика и для каждого предмета.
·
для родителя Система мониторинга успеваемости
создана, чтобы родители были всегда проинформированы об успеваемости своих
детей. Родители с помощью классного руководителя смогут отслеживать динамику
достижений своих детей, будут знать, как учится их ребёнок!
Вовремя узнать проблему - значит иметь возможность предотвратить последствия!
В
глазах неравнодушных продвинутых родителей, рост авторитета
школы и педагогического коллектива как сообщества профессионалов очевиден.
Скорее всего, они будут
удовлетворены качеством образовательного
процесса, в который включен их ребенок.
Но
не стоит забывать, что существует и такая категория родителей, которые вовсе не
интересуются учебой своих детей. К сожалению, никакие высокие технологии в
таком случае не помогут.
Рутина
цифр и отчетности, которая буквально заваливает администрацию школы, будет мало
давать практического результата для администрации, учителя, ребенка, если не
пытаться эту информацию выстроить в логическую систему с практическим выходом.
Наверное,
нужен бумажный вариант данной электронной формы по классам, представляющий собой разработанную форму
наглядности, в которой отражена учебная отчетность за четверть (полугодие) по
классам. С ним могут работать
администрация, классный руководитель, учителя – предметники, руководители МО и
родители.
Благодаря
такой отчетности легко проанализировать рейтинг учащихся по среднему баллу.
Обратить внимание на изменения по сравнению с предыдущей четвертью
(полугодием).
Выявить список учащихся, закончивших четверть
(полугодие) с неудовлетворительной отметкой. Выяснить причины, по которым
ученик попал в разряд неуспевающих. Запланировать и провести беседы с самим
учащимся, с учителями, по предмету которых стоит «2», с родителями, обратиться
к психологу для оказания индивидуальной помощи ребенку.
Выявить список детей, которые входят в «резерв
хорошистов» (одна «3») и «резерв отличников» (одна «4»). В случаях постоянных
затруднений учащегося по тому или иному предмету постараться выявить причины
этих затруднений. Наметить план помощи учащемуся для перехода из «резерва» в
разряд хорошистов и отличников соответственно.
Проанализировать общий процент качества, успеваемости,
процент неуспевающих. Выяснить, произошли ли изменения по сравнению с
предыдущим отчетным периодом?
За
цифрами не проглядеть бы ребенка. Сколь ни казалась бы удобной электронная
документация, но все же не стоит забывать, что живой контакт с ребенком ничем
не заменишь, и голые цифры вряд ли могут описать, что происходит в душе
ученика. Да и разговор с учителем, хотя бы время от времени нужен. Все-таки не
с роботами имеем дело, а с живыми детьми.
Профессия учителя - это искусство и
наука одновременно. Искусство держать внимание своих учеников, ненавязчиво,
качественно передавать знания детям. В одной притче говорится: «Один человек
нашел бутылочный осколок, поднес его к глазам и увидел прекрасный мир.
Бутылочный осколок ему понравился, но показался обыкновенным, совсем не ценным.
Тогда он взял стекло и одну сторону позолотил. Осколок стал ценною вещью. Но
когда он снова поднес его к глазам, то не увидел людей, домов, леса, гор, реки
– всего того, что он видел раньше. Он видел только себя». Свободную личность
может воспитать исключительно свободный человек.
Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.
Ксенофонт (Воспоминания о Сократе). |