Четверг, 26.11.2020, 11:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МБОУ Аннинская СОШ №3

Для поиска по сайту введите Ваш запрос в поле ниже и нажмите кнопку Enter.


Береги свое время
новое на сайте
новое помечается значком...
Категории раздела
Мои статьи [24]
Меню сайта
...
200
облако тегов
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Диагностико-мониторинговые исследования глазами учителя, классного руководителя и родителей учащихся

«Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые;

иначе такое бросание будет пустою забавою».

 Козьма Прутков.

Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых путей решения» (Н.Рерих).

Войдя в третье тысячелетие, практически каждое образовательное учреждение пытается найти ответы на  вопросы, которые являются актуальными (проблематичными) на современном этапе образовательной деятельности: «От чего зависит результативность работы школы? Каким образом сделать школу более привлекательной для учащихся и их родителей? Как привлечь внимание к школе спонсоров, представителей власти?  Можно ли найти один путь, пусть не самый легкий и не самый короткий, но именно тот, который обязательно приведет к желаемым ответам на поставленные вопросы?». Один из путей – диагностико-мониторинговые исследования, являющиеся хорошим инструментом анализа различных сторон учебного процесса.

Понятие «мониторинг» пришло в педагогику сравнительно недавно из экологии и социологии. Современный словарь иностранных слов трактует это понятие  как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям - наблюдение, оценка и прогноз.

В настоящее время мониторинг осваивается  в образовании. Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации. В  отличие от контроля, выявляющего рассогласование целей и результатов, мониторинг исследует промежуточные состояния и выступает в определенной степени катализатором положительных изменений.

От регулярно проводимых мониторинговых исследований мы, учителя,  получаем информацию о результативности учебно-воспитательного процесса, направлений плана развития учебного заведения, качества знаний учащихся и многое другое. В зависимости от целей исследования можно выделить самые разные направления мониторинга.

Я, как и любой учитель нашей школы,  пятый год участвуя в диагностико-мониторинговых исследованиях УВП,  могу ответить на вопрос: " Что же в конечном итоге это дает?"

·        для ученика определяется его рейтинг в классе и динамика успешности обучения по четвертям и учебным годам.

·        для учителя-предметника определяется степень сложности предмета для усвоения учащимися, что позволяет сделать вывод об эффективности  используемых для преподавания методик; оценивается уровень преподавания предмета; имеется возможность вести свою диагностику по каждому ученику, классу по четвертями по итогам года. При аттестации очень быстро можно отобрать нужную информацию.

·        для классного руководителя определяется уровень учебной мотивации класса и зоны учебной проблематики класса; классный руководитель  может быстро рассчитать средний балл для каждого ученика класса и  получить  наглядную диаграмму успеваемости по четвертям для каждого ученика класса. В конце каждой четверти и года  подвести итоги: процент успеваемости и качества знаний для каждого ученика и для каждого предмета.

·        для родителя Система мониторинга успеваемости создана, чтобы родители были всегда проинформированы об успеваемости своих детей.  Родители с помощью классного руководителя смогут отслеживать динамику достижений своих детей, будут знать, как учится их ребёнок! Вовремя узнать проблему - значит иметь возможность предотвратить последствия!

         В глазах неравнодушных продвинутых родителей, рост авторитета школы и педагогического коллектива как сообщества профессионалов очевиден. Скорее всего,  они будут удовлетворены  качеством образовательного процесса, в который включен их ребенок.

Но не стоит забывать, что существует и такая категория родителей, которые вовсе не интересуются учебой своих детей. К сожалению, никакие высокие технологии в таком случае не помогут.

         Рутина цифр и отчетности, которая буквально заваливает администрацию школы, будет мало давать практического результата для администрации, учителя, ребенка, если не пытаться эту информацию выстроить в логическую систему с практическим выходом.

         Наверное, нужен бумажный вариант данной электронной формы по классам,  представляющий собой разработанную форму наглядности, в которой отражена учебная отчетность за четверть (полугодие) по классам. С ним могут  работать администрация, классный руководитель, учителя – предметники, руководители МО и родители.

         Благодаря такой отчетности легко проанализировать рейтинг учащихся по среднему баллу. Обратить внимание на изменения по сравнению с предыдущей четвертью (полугодием). 

Выявить список учащихся, закончивших четверть (полугодие) с неудовлетворительной отметкой. Выяснить причины, по которым ученик попал в разряд неуспевающих. Запланировать и провести беседы с самим учащимся, с учителями, по предмету которых стоит «2», с родителями, обратиться к психологу для оказания индивидуальной помощи ребенку. 

Выявить список детей, которые входят в «резерв хорошистов» (одна «3») и «резерв отличников» (одна «4»). В случаях постоянных затруднений учащегося по тому или иному предмету постараться выявить причины этих затруднений. Наметить план помощи учащемуся для перехода из «резерва» в разряд хорошистов и отличников соответственно.

Проанализировать общий процент качества, успеваемости, процент неуспевающих. Выяснить, произошли ли изменения по сравнению с предыдущим отчетным периодом?

         За цифрами не проглядеть бы ребенка. Сколь ни казалась бы удобной электронная документация, но все же не стоит забывать, что живой контакт с ребенком ничем не заменишь, и голые цифры вряд ли могут описать, что происходит в душе ученика. Да и разговор с учителем, хотя бы время от времени нужен. Все-таки не с роботами имеем дело, а с живыми детьми.

         Профессия учителя - это искусство и наука одновременно. Искусство держать внимание своих учеников, ненавязчиво, качественно передавать знания детям. В одной притче говорится: «Один человек нашел бутылочный осколок, поднес его к глазам и увидел прекрасный мир. Бутылочный осколок ему понравился, но показался обыкновенным, совсем не ценным. Тогда он взял стекло и одну сторону позолотил. Осколок стал ценною вещью. Но когда он снова поднес его к глазам, то не увидел людей, домов, леса, гор, реки – всего того, что он видел раньше. Он видел только себя». Свободную личность может воспитать исключительно свободный человек.

Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.

Ксенофонт (Воспоминания о Сократе).

Категория: Мои статьи | Добавил: Администратор (14.03.2012)
Просмотров: 1190
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]